aif.ru counter
Наталья Исаева 54

Кризис - период взросления. Учите детей общаться

Психолог рассказывает, нужно ли терпеть детское непослушание и как прививать правильные привычки.

Песочница – отличное место для общения.
Песочница – отличное место для общения. © / Алексей Витвицкий / Из личного архива

Часто можно увидеть, как дети дерутся и не делятся своими игрушками с другими детьми, а школьники не выпускают из рук телефон. Почему так происходит и что делать родителям, рассказывает детский психолог, руководитель телефона доверия Кемерова Ольга Рублёва.

Недостаток внимания

Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Ольга Петровна, школьники сегодня дорогу переходят, уткнувшись в смартфон, в маршрутках и на уроках от него глаз не отрывают. Что с этим делать?

Ольга Рублёва

Ольга Рублёва: Это болезнь нашего времени. Звонит как-то второклассница и жалуется, что её одноклассники приходят на уроки с телефонами, а ей мама не разрешает брать его в школу. Чувства девочки понятны: она ощущает себя не такой, как все. В таких случаях мы пытаемся донести: не всегда хорошо то, что делают все. Уроки – они чтобы учиться. Обсудить что-то с одноклассниками можно на перемене, это будет веселее и интереснее, чем переписываться в мессенджере. «А я всё равно хочу», – ответила тогда девочка.

Печально, что у подавляющего большинства сегодняшних детей младшего школьного (да и более старшего) возраста «хочу» преобладает. Хотя в этом возрасте нужно, чтобы в лексиконе ребёнка понятия «надо» и «должен» присутствовали наравне с «хочу». Это будет показателем того, что он учится контролировать свои эмоции. А это уже индикатор правильного развития и взросления. Кроме того, именно в начальной школе закладываются основные навыки коммуникации. Сегодняшние дети перестали этому учиться, они не умеют разговаривать друг с другом.

Недавно выступала перед педагогами в Новокузнецке. Одна из учительниц начальных классов рассказала, что муж смастерил специальный ящичек, и перед началом занятий дети оставляют в нём свои телефоны, поставив их на беззвучный режим. Взять гаджет можно только на перемене. Я считаю, что это правильный подход.

Маленькие манипуляторы

– Одна наша читательница пожаловалась, что маленький сын недавно заявил: «Мама, ты не должна любить котяток, ты должна заботиться обо мне». Как быть в такой ситуации?

– Ребёнок пытается манипулировать. В таких случаях нужно объяснять, что любовь бывает разной: есть любовь к детям, к животным, к папе, бабушке, и т. д. Постарайтесь простыми словами растолковать ребёнку, что он не центр вселенной. Иногда, кстати, не надо торопиться отвечать на его вопросы и замечания, а сделать паузу и спросить, что он сам думает по этому поводу, а потом выразить свои соображения. Такая переадресация помогает наладить контакт, потому что ребёнок будет осознавать, что его уважают и к его мнению прислушиваются. Из этих мелочей складываются доверительные отношения.

По мере взросления дети будут использовать всё более тонкие манипуляции, и надо учиться их деликатно пресекать. У вас тоже должно быть личное пространство. Если сыну 10-11 лет и вы чувствуете, что его интересы смещаются в сторону друзей и ему не нужно слишком много родительского внимания, не стоит навязываться. Сохраняйте контроль, но дозировано, постепенно расширяя границы дозволенного. Тогда вырастет ответственная и самостоятельная личность, а не маменькин сынок. Чтобы не возникла такая ситуация, когда звонит женщина и говорит, что у них с сыном проблема. Оказалось, сыну 45 лет, и он потерял работу. У меня вопрос: «А почему тогда проблема «у нас»?» «Я же ему должна помогать! Он всегда для меня будет ребёнком», – возразила мама. Так не должно быть, когда мама решает проблемы великовозрастного сына.

– А что делать, когда сын дерётся? Знаю семью, в которой двухлетний ребёнок всех бьёт на детской площадке. На людях папа делает замечание, но сам гордится, что мальчик может за себя постоять.

– Дети хорошо считывают мимику. Если папа на людях говорит одно, а демонстрирует другое (горделивый взгляд, и т. д.), ребёнок быстрее поймёт как раз то, чего не было сказан­о. Объясните, что нельзя обижать ребятишек на детской площадке. Вообще слово «нельзя» должно внедряться в лексикон малыша. Довольно часто бывает, что дети дерутся и со взрослыми. Никогда не нужно бить в ответ, потому что агрессия провоцирует ещё большую агрессию. Фиксируйте агрессивное движение, например, поймайте за руку и спокойно, но твёрдо скажите, что так делать нельзя, и обязательно объясните почему («Мне будет больно!»). Даже двух-трёхлетнему малышу. Это глубокое заблуждение, что он ничего не понимает.

Многие говорят: «Это кризис трёх лет, его нужно перетерпеть». Нет, не надо. Если сейчас позволить ребёнку верховодить, то и потом проблем будет больше.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество