aif.ru counter
Анна Иванова 0 330

Ненародные мэры. За кем выбор?

Как теперь выбирают глав городов и районов?

Что народ выбирает глав, что депутаты - побеждают на выборах всё те же. Например, глава Киселёвска Сергей Лаврентьев
Что народ выбирает глав, что депутаты - побеждают на выборах всё те же. Например, глава Киселёвска Сергей Лаврентьев © / Максим Лисов / Пресс-служба Администрации Кемеровской области

Август и сентябрь в Кузбассе были богаты на новые назначения глав городов и районов. Новокузнецкий район возглавил Андрей Шарнин, Кемеровский – Алексей Фомин. На очередной срок переизбраны главы Киселёвска, Мысков, Таштагольского района. Нового мэра ожидают междуреченцы. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» рассказала, как и кто теперь выбирает глав городов и районов.

Больше «всем миром» за градоначальников в Кузбассе не голосуют (за исключением Новокузнецка и Кемерова). Претендентов на кресло главы отныне отбирает конкурсная комиссия из десяти человек – пятеро депутатов и пятеро назначенных губернатором чиновников. Эта «десятка» оставляет двух кандидатов, из которых местный Совет народных депутатов выбирает мэра.

Новый порядок избрания глав кузбасские города и районы приняли ещё в 2016 г. Так вышло, что у многих мэров, ещё всенародно избранных, прежний срок полномочий истёк в августе-сентябре 2018 г., поэтому новые правила вступления в должность только сейчас нашли применение на практике.

Конкурс - дешевле

По областному закону, принятому в конце 2015 г., руководители городов и районов могут назначаться двумя способами: по старинке - всенародными выборами или конкурсной комиссией. Но из двух вариантов муниципалитеты дружно выбрали второй.

Александр Коновалов

«Главная причина здесь видится в желании сэкономить бюджетные средства. Глава муниципалитета призван решать вопросы местного значения, при этом, как известно, абсолютное большинство муниципальных образований являются дотационными (объём финансовой помощи из областного бюджета для покрытия нужд городов и районов достигает 80%). Т. о., проведение избирательных кампаний в очередной раз ляжет на плечи бюджета субъекта РФ, из которого будут выделены средства местным бюджетам в форме субсидий», - объясняет причины выбора второго варианта профессор кафедры философии и общественных наук Института истории и международных отношений КемГУ Александр Коновалов.

В 2016 г. на отмене прямых выборов область сэкономила 110 млн руб. – такую цифру называл Аман Тулеев, отчитываясь перед областными депутатами в качестве губернатора Кузбасса. Много это или мало? Для примера, городской казне Юрги выборы мэра обходились в 3 млн руб., это 0,15% от всех расходов городского бюджета за год.

«Всё за нас решили»?

У нового порядка избрания глав есть плюсы и минусы.

Александр Коновалов полагает, что основное преимущество - в отборе квалифицированных претендентов, знакомых с коммунальным хозяйством, бюджетным процессом, опытом работы в государственных и коммерческих организациях. Он уверен, что конкурсные комиссии не будут рекомендовать депутатам в качестве глав территорий популистов, критиков действующей системы власти, чьи деловые качества вряд ли соответствуют решаемым задачам.

«Но есть и очевидные недостатки. Всё же муниципальный уровень власти ближе всего к населению, к интересам местных сообществ. Для конструктивной работы главам необходим не только профессионализм, но и необходимый уровень легитимности (доверия) граждан. А в этой модели возможны любые расклады, в том числе и приход к руководству муниципалитетом «варягов». Далеко не каждый житель города или района воспринимает положительно такую практику, рассматривая её как реализацию принципа «всё за нас решили», - считает профессор.

Не выбор, а назначение

Отныне не сообщается о том, сколько человек претендовало на пост мэра, какие у них были программы. Нет ни теледебатов, ни встреч с населением. Максимум, что известно о кандидатах, - каких претендентов отобрала комиссия и за кого проголосовали депутаты.

Евгений Ильченко

«В СМИ не публикуется информация, т. к. это законом не предусмотрено, ведь по своей сути это не выборы, а конкурс на замещение должности. Точно такой же конкурс, как, например, на замещение должности секретаря судебного заседания, - публикуют информацию о победителе, о том, с кем заключён контракт», - объясняет частнопрактикующий юрист Евгений Ильченко. По его мнению, конкурс - уже не элемент прямой демократии, а отношения по принципу «работник – работодатель».

В начале нулевых у нас президент назначал губернатора. Теперь губернаторов снова выбирает народ, зато мэров стали фактически назначать.

Андрей Полухин

«Для федеральной власти такие ротации на выборах - это способ дать нужный сигнал обществу. Например, надо разрядить обстановку - происходит некоторая либерализация. Но потом потребности выстраивания вертикали власти берут своё. Такие качели и дальше будут работать», - объясняет причины «политической карусели» кандидат исторических наук Андрей Полухин.

Конкурс – это, по сути, формальная процедура, игра в демократию, ведь одна половина членов комиссии – это представители областной власти, а другая – местные депутаты, также в основном представляющие партию власти. Почему бы губернатору напрямую не назначать мэров? «Это старая завуалированная советская система управления в рамках демократического централизма, когда кого-то назначают с согласованием на местах. Для этого и нужен конкурс», - считает Андрей Полухин.

«Глава области не может напрямую назначить мэра, поскольку это будет нарушением конституционных принципов организации деятельности органов местного самоуправления. Общеизвестно, что последние в систему органов государственной власти не входят, - объясняет Александр Коновалов. - Отбор и рассмотрение кандидатов конкурсными комиссиями – это своего рода законодательный компромисс между интересами региона (бюджет которого дотирует муниципалитеты) и конкретной территории».

Исключение для «полумиллионников»

9 сентября новокузнечане выбирали мэра по старинке – всенародным голосованием. Такой же порядок сохранился в Кемерове. «Полагаю, что такие крупные насёленные пункты должны иметь избираемых глав, которым для управления сложным городским хозяйством, согласования интересов местных сообществ необходим и высокий уровень доверия населения. В противном случае могут возникать серьёзные конфликты, которые решить нанятым «сити-менеджерам» будет не под силу. Вряд ли в обозримой перспективе выборы глав этих городов будут заменены конкурсным отбором. Но если это произойдёт, то региональное руководство допустит серьёзную ошибку», - считает Александр Коновалов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах