aif.ru counter
Елена Полякова 656

Не услуга, а помощь. Медицина должна быть доступна для людей

Для кузбассовцев меры, которые власти региона предпринимают в сфере здравоохранения, – одна из животрепещущих тем.

В больницы региона регулярно поступает новое оборудование. К примеру, юным пациентам Анжеро-Судженска больше не нужно ехать во взрослую поликлинику, чтобы пройти УЗИ.
В больницы региона регулярно поступает новое оборудование. К примеру, юным пациентам Анжеро-Судженска больше не нужно ехать во взрослую поликлинику, чтобы пройти УЗИ. © / Пресс-служба Администрации Кемеровской области

О том, насколько был необходим радикальный подход и каковы первые результаты медицинской реформы, рассказала заместитель губернатора по социальным вопросам Елена Малышева.

Пора выйти из кризиса

Елена Ивановна, мы видим, что медицина региона меняется. Почему возникла необходимость в применении новых подходов к системе здравоохранения Кузбасса?

– Сегодня нам приходится реагировать накопившиеся годами серьёзные проблемы. Причём лучше говорить о каждой конкретной больнице и разбираться в каждом отдельном случае. Но ясно одно: медицина должна быть доступной для людей. Когда я пришла на должность заместителя губернатора, передо мной встал главный вопрос: как переданные в 2017 г. в государственное управление медицинские учреждения, ранее находившиеся в местном самоуправлении, оказались в таком плохом материально-техническом положении? Так не могло получиться вдруг. Значит, местные власти не уделяли должного внимания медицине.

Есть и исключения. Могу отметить, к примеру, Междуреченск, где здравоохранение получало необходимую поддержку, и ряд других территорий. Но в целом состояние дел в переданных муниципалитетами государству учреждениях оставляет желать лучшего. Много недостроенных зданий. Например, около 10 лет стоит почти готовый корпус инфекционной больницы на улице Волгоградской в Кемерове. В него вложены огромные деньги, но он так и не введён в строй.

Серьёзная проблема – оснащение медучреждений современным оборудованием. Мне часто в качестве контраргумента приходилось слышать отсылку к модернизации системы здравоохранения 2008 г. Амортизация оборудования происходит за пять-семь лет. Если мы модернизировали его десять лет назад, но не заключили сервисные контракты на его поддержание, не обновляли, не имеем единого графика ремонтов и элементарных реестров оборудования с указанием на его состояние и степень изношенности, сегодня мы имеем большое количество не оснащённых должным образом больниц. Необходимо делать полный аудит и инвентаризацию.

Ещё один серьёзнейший вопрос – это глобальная закредитованность большого количества кузбасских больниц, работающих в системе ОМС. Долги перед поставщиками, обеспечивающими деятельность учреждений коммунальными услугами, лекарственными препаратами, расходными материалами, продолжают расти. А в некоторых организациях кредиторская задолженность появилась и по фонду оплаты труда.

Есть ещё и кадровая проблема...

– Кадровый голод есть во всех отраслях и почти во всех субъектах федерации. Проработав в медицинской системе РЖД, я сталкивалась с проблемой кадрового дефицита, но, как правило, она была свойственна удалённым территориям. Однако в Кузбассе не хватает специалистов и в ведущих учреждениях, даже в самых современных и оснащённых. Нужно над этим думать, искать и предлагать новые средства решения этой проблемы.

Зачем нужна вертикаль?

С чем связана проблема нехватки нужных препаратов, врачей, методов лечения в больницах?

– В больницах нехватка ресурсов возникает из-за неплатежей поставщикам. Такой дефицит стал активно проявляться как раз с 2018 г. Это проявилось бы сильнее, но губернатор своим распоряжением выделил здравоохранению дополнительные 900 млн руб. Деньги полностью пошли на поддержку учреждений с критической кредиторской задолженностью. В середине мая 2019 г. Сергей Цивилев распорядился влить в систему ОМС до конца года для финансирования медорганизаций Кузбасса около 1,8 млрд руб.. Это поможет выровнять ситуацию в здравоохранении, но только при переходе на эффективное управление каждой медицинской организацией. А это уже работа и ответственность каждого главного врача.

Вот в Прокопьевске, например, в больничном комплексе есть различные отделения и возможность развиваться, но они накопили критическую кредиторскую задолженность, свыше 100 млн руб. Такая же ситуация в Топках и Белове. Упомянутым инструментом увеличения норматива помочь мы не можем. Нужно провести объединение подразделений, чтобы в их состав вошли поликлиники. Тогда можно будет поднять подушевой норматив на прикреплённое население и скорую медицинскую помощь. Стационары получают финансовые средства из ОМС или бюджета по результатам лечения каждого пациента.

В других местах и с другими больницами может быть по-другому, поэтому областному департаменту охраны здоровья населения приходится буквально вручную заниматься с каждым учреждением. Поэтому мы говорим не о реформировании системы, а о поиске инструментов для возвращения в рабочее состояние всех медорганизаций. По действующему законодательству регион может увеличить норматив только тем учреждениям, которые имеют в своём составе поликлиники или отделения оказания скорой медпомощи.

В общественном мнении антикризисные меры, к которым вы прибегаете, выглядят как реорганизация и простое объединение медицинских учреждений. Как оптимизация.

– Для организации в Кузбассе комплекса современной медицины мы применяем новые эффективные подходы. Например, проводим вертикализацию служб по всему региону: кардиологической, онкологической и фтизио-пульмонологической. В первую очередь это разработка и внедрение единой методологии работы, единых стандартов медицинской помощи. Например, чтобы прекрасно развитую систему кардиологической помощи в Кемерове распространить на весь Кузбасс. Потому что больницы и врачи по региону по качеству и доступности помощи сильно отличаются. На юге области нет кардиодиспансера, чтобы вести пациента от и до. Различаются методологии, что даёт разные результаты, разные показатели заболеваемости, смертности. Вертикализация обеспечивает также единство технического оснащения. Всё это призвано обеспечить наилучшие результаты в оказании медицинской помощи людям.

Почему необходима вертикализация онкологической службы? Сегодня в современной онкологии существует более 600 схем лекарственной противоопухолевой терапии, определяемых разными клиническими ситуациями. В Кузбассе в прошлом году применялось около 200 схем. В настоящее время мы добились внедрения почти 500. Мы должны обеспечить высококачественную медицинскую помощь для всех пациентов, по всему региону. По единым методологическим подходам, в соответствии с современными стандартами. Для этого в первую очередь и осуществляется вертикализация, когда под единым руководством и контролем осуществляется весь процесс от диагностики до лечения.

Дорог каждый врач

Сокращения собственно медицинских кадров в таких случаях не предполагается?

– У нас сегодня такой кадровый дефицит среди врачей, что говорить о каком-то сокращении медицинских работников нереально, бессмысленно. Мы вынуждены заниматься привлечением кадров не только из регионов Сибири, но и из Центрального федерального округа. Начали реализацию программы формирования кадрового резерва. До 1 июля идёт этап подачи заявок, отбора кандидатов, их самоподготовки и последующего комиссионного рассмотрения для подготовки в самих больницах. В конце мая станет известно, сколько заявится кандидатов в управленческий кадровый резерв. Осенью мы проведём слушания в виде экзамена на соответствие требованиям к попаданию в резерв.

У нас есть региональная программа по привлечению врачей и фельдшеров дефицитных специальностей. С 2019 г. каждый приезжающий для работы в больницах специалист получает единовременную выплату в 1 млн руб. Кроме выплаты специалисты должны быть обеспечены жильём, такую задачу главам муниципалитетов поставил губернатор. Список дефицитных специальностей закреплён документами департамента охраны здоровья населения, но каждое медицинское учреждение может заявить о собственных потребностях. Ответственность в обеспечении каждой конкретной больницы кадрами – задача главного врача. Мы, региональная власть, даём для этого работающие инструменты.

Стандартные претензии пациентов к системе здравоохранения – это неэффективность оказываемой помощи, медлительность, бюрократия. Каким образом планируете устранять эти недостатки?

– Это проблема всей системы здравоохранения страны. Мы её хорошо понимаем, и видим решение в том, чтобы вернуться к оказанию не медицинской услуги, а медицинской помощи населению. Начинать нужно с понимания работы врачей и потребностей пациентов. Когда оно будет меняться, начиная с регистратуры, где пациентов должны встречать улыбкой, с внедрения технологий электронных очередей, и заканчивая обучением этике и деонтологии. В первую очередь нужно внимание к человеку. И мы этим занимаемся. Приходится, конечно, решать эту проблему по частям, отдельными задачами.

Безусловно, мы сталкиваемся с равнодушием медицинского персонала. Нужны большие усилия, чтобы его преодолеть. Оно появляется из-за нехватки кадров, перегруженности, занятости своими проблемами, в силу ощущения нестабильности. Поэтому всегда говорю главным врачам: обсуждайте с персоналом, что мы делаем, что будет сделано. Говорить нужно и с общественностью по поводу проводимых мер, и с руководителями местного самоуправления. Мы – за максимальную открытость. Сама постоянно выезжаю в больницы, общаюсь с пациентами, врачами, жителями и главами муниципалитетов. Выступаю за то, чтобы доносить информацию до людей, чтобы между всеми участниками процесса был честный разговор.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество