aif.ru counter
Екатерина ВОЛКОВА 0 215

Что делать, если «р-р-р» не дается? Ответы специалистов

В областном центре прошел семинар-брифинг, посвященный проблемам речевого развития у детей.

На семинаре собрались кемеровчане, которых действительно волнуют проблемы развития речи у детей.
На семинаре собрались кемеровчане, которых действительно волнуют проблемы развития речи у детей. © / Екатерина Волкова / АиФ

В воскресенье, 30 сентября, на семинаре-брифинге, собрались родители и специалисты  ООО «Реацентр Кузбасс», чтобы обсудить проблемы логопедии и речевого развития  у детей. Все желающие смогли задать интересующие их вопросы и получить квалифицированные ответы.

Норма или отклонение?

Среди современных родителей бытует мнение, что дети сегодня начинают говорить позже, и это является нормой. Известно, что речь формируется в первые годы жизни, и этот процесс зависит от множества факторов: от социальной среды, взаимосвязи с матерью, физиологического развития и даже пола ребенка. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем начинали их родители. Но является ли это нормой?

Наталья Оликова

Как рассказала Наталья Оликова, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ООО «Реацентр Кузбасс», врач невролог-эпилептолог, рефлексотерапевт позднее речевое развитие не является нормой. Родители зачастую не проявляют беспокойства, ссылаясь на пол ребенка (якобы мальчики начинают позже говорить, чем девочки), на генетику (один из родителей начал поздно говорить, значит, и ребенок начнет позже сверстников). Однако, нормы речевого развития с течением времени не менялись и остались прежними. Но количество детей с проблемами речевого развития увеличилось. Об этом говорят и педагоги в детских садах, и преподаватели в школах, и врачи, и даже сами родители. Причинами задержки в речевом развитии служат экологические факторы, развитие ребенка в период беременности, осложненный ранний неонатальный период, увлечение гаджетами и т.д.

К возрасту 11-12 месяцев ребенок, как правило, начинает произносить первые слова. В норме, к году словарный запас ребенка должен достигать 8-10 простых слов, но не менее 5. Именно в таком раннем возрасте стоит обращать внимание на речевое развитие ребенка.

Елена Зудилова

Елена Зудилова, ведущий логопед детского отделения неврологии и рефлексотерапии ООО «Реацентр Кузбасс», рассказала, что словарный запас ребенка развивается индивидуально и зависит от многих факторов. Однако, согласно нормам, к 1 году ребенок должен произносить около 10 слов, к 1,5 годам – примерно 30 слов, а к 2-2,5 годам словарь ребенка достигает 400 слов, а к 3 годам – уже 1 500 слов.

Как отметила Наталья Оликова, можно выявить детей, которые находятся в группе риска по задержке речевого развития. При этом нужно учитывать и экологические факторы и перинатальный период. Многие женщины вынашивают беременность на фоне анемии или хронической гипоксии плода. Частые болезни во время первого года жизни ребенка также могут оказать влияние на речевое развитие.

Вредят ли гаджеты развитию ребенка?

Современные дети получают доступ к различным гаджетам сегодня в очень раннем возрасте. Для родителей это очень удобно, ведь когда ребенок занят просмотром мультфильмов или игрой на телефоне, он сидит на месте, и его не нужно постоянно контролировать. Однако, к гаджетам стоит относиться с осторожностью. Никакой телефон или планшет с играми и мультфильмами не заменит ребенку живого общения, отметила Наталья Оликова. Специалисты не рекомендуют детям до 3-летнего возраста давать гаджеты. И даже если ребенок желает посмотреть мультфильмы, их лучше включать на большом экране и не более, чем на полчаса в день. При просмотре мультфильмов у ребенка в мозгу не формируются речевые связи, ведь в момент просмотра мультфильма они не нужны. Намного полезнее для ребенка до 3 лет будет игра в кубики, любые другие игрушки, либо совместное чтение книги.

Каковы последствия?

Во взрослом возрасте дефекты какого-либо изолированного звука, как правило, не играют большой роли. Но нарушения в произношении групп звуков уже сигнализируют о проблемах в центральной нервной системе. Наталья Оликова рассказала, что в таких случаях могут сформироваться не только нарушения речи, но и нарушения чтения и письма, и даже нарушения изложения своих мыслей. Такому ребенку будет сложно учиться в школе, писать изложения и сочинения, а взрослому – излагать свои мысли.

Поэтому на проблемы с речью стоит обращать внимание как можно раньше, добавила Елена Зудилова. В 6-8 месяцев ребенок реагирует на свое имя. К 2 годам выполняет простейшие просьбы, использует около 50 слов и может сложить из них фразу. В 3 года ребенок уже говорит бегло, а к 5 годам – почти как взрослый. Если всего этого не происходит, то нужно обращаться к логопеду и другим специалистам. На консультации логопед сможет точно сказать, есть ли какие-то проблемы в развитии, или это только возрастная проблема, либо завышенные требования родителей.

Логопед может отправить ребенка на консультацию к неврологу, чтобы выявить какие-либо неврологические нарушения. Многие родители агрессивно реагируют на такой совет специалисты, но не стоит пренебрегать мнением логопеда. Сперва необходимо решить неврологические проблемы, если они есть, а потом уже «ставить» звуки.

В детском отделении неврологии и рефлексологии ООО «Реацентр Кубасс» работают высококлассные специалисты-неврологи, логопеды-дефектологи, которые проводят консультации, а также лечение и коррекционные занятия. Вы можете обращаться по адресу: г. Кемерово, ул. Дзержинского, 14. Запись по телефону: 8 (3842) 33-01-03.

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах