aif.ru counter
0 184

Если это аутизм. Как помогают особым детям?

Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи.

Для достижения цели важны планомерность и своевременная помощь.
Для достижения цели важны планомерность и своевременная помощь. © / Солнечный город

Официальные подсчёты не ведутся, поэтому эта цифра может отличаться от реальной картины.

Также не ведётся статистика детей с аутизмом в России, поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей гораздо больше, чем по примерным подсчётам некоторых специалистов. По мнению детских неврологов Минздрава РФ, аутизм входит в число наиболее часто встречающихся болезней на территории России.

Причины, по которым нет объективных данных о количестве детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА):

  • отсутствие раннего диагностирования РДА, соответственно, правильно поставленного диагноза;
  • нежелание россиян своевременно обращаться к врачам;
  • несерьёзное отношение к расстройствам нервной системы.

Ранняя диагностика аутоподобных проявлений поведения крайне важна для ребёнка. Комплексный подход работы разных специалистов (невролога, психолога, АВА терапевта и др.) может частично или полностью (в зависимости от степени заболевания) нивелировать основные признаки аутизма.

Проявления расстройства аутистического спектра можно заметить с первого года жизни ребёнка, а иногда и раньше.

Существуют разные тестовые диагностики, позволяющие достаточно рано выявить расстройства аутистического спектра (РАС). Диагностика ADOS - шкала диагностического обследования при аутизме, является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики РАС. Эта методика применяется по всему миру и является наиболее надёжным методом диагностики. По шкале ADOS можно диагностировать любых детей от 12 месяцев с уровнем интеллекта не ниже 50% значения от возрастной нормы. Существует также тест М-CHAT, где вопросы теста обращены к родителям детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.

На что же стоит обратить внимание родителям? Обратить внимание стоит, если с ребёнком трудно наладить зрительный контакт, отсутствует привязанность к матери или отцу - не тянет ручки. Иногда ему не нравятся прикосновения, объятия. Малыш отдаёт предпочтение не игрушкам, а предметам. Избирательность в еде. Малыш может долго находиться один за монотонной игрой. Имеется задержка в развитии речи. Дети с нарушением аутистического спектра редко улыбаются. Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Ребёнок не стремится к общению или играм с детьми.

Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до двух-трёх лет дети развиваются нормально, а затем происходит регресс, они утрачивают ранее приобретённые навыки.

Одним из психотерапевтических подходов для коррекции расстройства аутистического спектра можно считать прикладной анализ поведения (далее – ABA-терапия), набирающий в последние годы популярность в нашей стране. Б. Ф. Скиннер – основатель поведенческого анализа, и его последователи считали, что разрабатываемый им поведенческий анализ (далее – ABA, от англ. Applied behaviour analysis) является одной из естественных наук. Кроме достаточно детальной технологической, методической проработки, наличия разнообразного инструментария, интерес специалистов вызывает и тот факт, что эффективность ABA научно доказана. Т. е., если специалист правильно поставил цель своей работы, а затем грамотно выполнил процедуры ABA, поставленная цель гарантированно будет достигнута.

Центр сопровождения семьи «Солнечный город» г. Кемерово осуществляет свою работу в рамках коррекции расстройств раннего детского аутизма и других нарушений в развитии. Специалисты центра проводят как первичную консультацию родителей, так и диагностику навыков ребёнка. Оцениваются его сильные и слабые стороны, интересы и преграды в обучении. Основное внимание уделяется развитию учебного поведения, подбору эффективных поощрений, работе с нежелательным поведением. На основе полученных данных и запроса родителей составляется план занятий.

Работа проводится с ребёнком индивидуально, затем в группах. Задания чередуются, отрабатываются разные навыки, формат обучения меняется и чередуется с играми. В течение недели с одним ребёнком занимается несколько инструкторов. Проводятся совместные игровые и обучающие занятия для всех детей, что позволяет эффективно развивать взаимодействие со сверстниками.

Руководитель центра сопровождения семьи «Солнечный город», психолог, дефектолог, АВА-терапевт С.А. ВЕРХОТУРОВА

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество