aif.ru counter
Наталья Исаева 0 101

Детектив до седьмого колена. Как найти родных из времён Елизаветы Петровны?

Сибирячка хотела найти отчество прадеда, но докопалась до записей о родственниках из середины XVIII века. Теперь женщина знает историю семи поколений своей семьи.

Иван и Анна Соловьёвы - прадед и прабабушка Галины.
Иван и Анна Соловьёвы - прадед и прабабушка Галины. © / Галина Валинчуте / Из личного архива

Девять лет назад Галина Валинчуте о своём прадеде знала только то, что зовут его Иван Соловьёв и что был он священником в Алтайском крае. Но этого хватило, чтобы проследить судьбу своих предков. Женщина обнаружила удивительное совпадение: родной брат прадеда её матери по отцу Александр Успенский (Соловьёв) ещё столетие до того, как в разных уездах и сёлах родились его внучатый племянник и его будущая жена, уже общался с их предками!

Сама Галина родилась в с. Малопесчанка Мариинского района. В 1996 г. она переехала в Вильнюс по приглашению литовской миграционной службы, поскольку отец её был из ссыльных литовцев. Почти каждый год женщина во время своего отпуска отправляется в очередное путешествие по сибирским архивам.

Клеймо поповской семьи

Маму Галины Валинчуте, Генриетту Соловьёву, по распределению направили в Енисейский район в 1956 г. работать в школе. «Рассказывая о своём детстве, она часто вспоминала о «клейме», которым наделили их односельчане, - «семья попа». Мамин отец, Николай Иванович Соловьёв, родился в 1908 г. в селе Жилинском Барнаульского уезда. Нам всем было известно, что он из семьи священника. Сохранились два снимка, где его отец Иван был в одеянии церковнослужителя», - рассказывает Галина.

Но никто не знал отчества нашего прадеда Ивана Соловьёва. И вот однажды двоюродная тётя Галины спросила: «А какое отчество у моего дедушки?» Тогда Галина решила составить общую родословную семьи Соловьёвых. В 2009 г. женщина выехала из Вильнюса в Барнаул в Государственный архив Алтайского края. Ей тут же показали «Справочную книгу по Томской епархии за 1909/10 год по 1 марта 1911 года». В ней на странице 502 и был ответ на вопрос: Иоанн Сергеевич! В этом справочнике Галина изучила алфавитный список всех церковнослужителей Соловьёвых. Их там оказалось 14 человек. На всякий случай выписала всех. Как оказалось, не зря.

Новые ветки

В дальнейшем Галина нашла информацию о родном брате Ивана Сергеевича – Василии. Родство мужчин женщина достоверно подтвердила через год в архиве Томска. А в первый день работы в алтайском архиве изучила данные Всероссийской сельскохозяйственной, земельной и городской переписи 1917 г. по селу Жилинскому Барнаульского уезда Белоярской волости. Из этого документа женщина узнала, что вдова Ивана Сергеевича Анна Артемьевна после его смерти осталась с четырьмя сыновьями и двумя дочерями.

Запись о бракосочетании Ивана Соловьёва и Анны Трифоновой. 11 июля 1893 г. Метрическая книга церкви Св. Анны, с. Жилино.
Запись о бракосочетании Ивана Соловьёва и Анны Трифоновой. 11 июля 1893 г. Метрическая книга церкви Св. Анны, с. Жилино. Фото: Из личного архива/ Галина Валинчуте

«Оказалось, что прапрадед по прабабушкиной линии Артемий Трифонов был первым священником Аннинской церкви в с. Жилино. Из церковной метрической записи о бракосочетании Ивана и Анны в родословной Трифоновых-Соловьёвых появилась новая информация: братья новобрачных - ещё один брат Ивана и Василия - Александр и брат Анны – Александр Артемьевич», - рассказывает Галина Валинчуте. Открытым оставался вопрос: где родились Иван и Анна? Ясно было только то, что в Жилино их привело назначение на церковную службу: Трифоновых – в 1882 г., а Ивана Соловьёва – в 1891 г., когда его назначили псаломщиком после смерти первого священника.

Дальнейшие поиски привели Галину из Барнаула в Томск. «Работник алтайского архива посоветовал почитать «Томские епархиальные ведомости», выложенные в Интернет, и спасибо ему за подсказку! Я нашла интересные сведения об учёбе Ивана Соловьёва в Барнаульском духовном училище, там же обучался младший брат его будущей жены Александр, впоследствии исправляющий обязанности псаломщика Михаило-Архангельской церкви села Мартыновского Кузнецкого уезда. В списках Томского женского епархиального училища посчастливилось отыскать среди учениц Анну Артемьевну и её дочерей – Марию и Валентину Соловьёвых», - рассказывает Галина.

Не оказалось в Томском архиве послужного списка Ивана Сергеевича. Только этого документа не хватало, чтобы узнать, где родился её прадедушка. Но посчастливилось найти сначала «Ставленническое дело о посвящении диакона Никольской церкви Василия Соловьёва во священники» от 6 октября 1898 г., а затем «Дело о принятии в Томскую епархию уволенного из Енисейской дьячка Сергея Соловьёва (отца Ивана)». И в самый последний момент своего первого приезда в Томск женщина обнаружила в описи послужной список Артемия Трифонова. Из него она узнала о селе Бачатском Кузнецкого округа, где, скорее всего, и крестили в 1875 г. её прабабушку Анну Артемьевну.

Тем временем в документах Государственного архива Кемеровской области значилось, что брат прадеда Василий Сергеевич с 1899 г. в с. Тяжино-Вершинском служил в Христорождественской церкви священником. Выяснила также небольшую информацию о детях. Их было шестеро: сыновья Геннадий, Виталий, Евгений, дочери Анна, Антонина, Августа. Геннадий Васильевич упомянут в «совершенно секретном» списке ответработников и технических работников Тяжинского райисполкома и сельсоветов других организаций и учреждений Тяжинского района Мариинского уезда по «чистке кадров» за 1925 год: «Соловьёв Геннадий Васильевич, 26 лет, счетовод, б/партийный, женат, среднее. Технически развит не совсем как счетовод. К службе относится не вполне сознательно».

О Евгении Васильевиче, 1902 г.р., известно, что в 1924 г. он был секретарём сельсовета с. Тяжино-Вершинского, а в 1923 г. секретарём волкома РКСМ. Однако куда разъехались дети Василия Сергеевича, неизвестно. «Хотелось бы найти эту сибирскую веточку древа Соловьёвых, ведь совсем рядом в Мариинском округе в первой половине ХХ века проживали родственники, совершенно не знавшие о существовании друг друга. Пыталась сама узнать о судьбе священника Тяжино-Вершинской общины и его семьи через администрацию Тяжинского района, но мне пришёл ответ, что я знаю больше, чем они», - говорит Галина.

Был Соловьёв, стал Успенский

Изучая историю своей семьи, Галина Валинчуте выяснила несколько удивительных совпадений. Столетие назад до прибытия её мамы в Енисейск там служил её прадед Сергей Соловьёв. В архивах женщина нашла документ, в котором он объяснял, почему уволился из Енисейской епархии: «По случаю существовавшей в то время дороговизны на все жизненные продукты, обременённый многочисленным малолетним семейством и угнетённый бедностью, имел в то время в Томской епархии родного брата (ныне уже умершего), священника села Почитанка Мариинского округа Александра Успенского, который хотел ходатайствовать о перемещении меня в Томскую епархию, но он вскоре помер».

Галина выяснила, что корни её рода есть и в Нижнем Новгороде. Тогда же она обнаружила ещё одно невероятное совпадение. «Со стороны маминой мамы я тоже занимаюсь родословной и попутно в материалах кемеровского архива встретила священника по фамилии Успенский в том самом селе Верхне-Почитанском. Но каково же было моё удивление, когда по метрическим книгам Покровской церкви села Малопесчанского я увидела, что именно Александр Успенский (Соловьёв), был священнослужителем - заведующим иереем - в только что построенной в 1861 г. церкви в этом селе! Ещё не встретилась моя сибирская бабушка Баранова с дедушкой Соловьёвым, рождённым на Алтае, ещё не родились в селе Малопесчанском даже бабушкины деды и родители, а выпускник 1848 г. Нижегородской семинарии, родной брат маминого прадеда по отцу Александр Успенский (Соловьёв) уже общался с предками маминой мамы!» - говорит Галина.

Если родители хотели дать одному из ваших предков звучную фамилию вместо своей, то докопаться до корней будет непросто.
Если родители хотели дать одному из ваших предков звучную фамилию вместо своей, то докопаться до корней будет непросто. Фото: Из личного архива/ Галина Валинчуте

Конечно, возникает вопрос, почему у двух родных братьев разные фамилии. Этому женщина тоже нашла объяснения в документах. Оказалось, что в семинариях в то время могли написать любую фамилию, которую предложат по благозвучию. Так и вышло, что Александр Соловьёв стал Успенским.

Ответ на главный вопрос

Хоть информации о своей семье женщина нашла много, но главный вопрос, откуда родом Иван и Анна, по-прежнему оставался открытым. Но удача улыбнулась: в руки попало обращение её прапрадеда Сергея Соловьёва об устройстве его на службу хотя бы в Средне-Красиловскую Предтеченскую церковь на место псаломщика. Галина решила посмотреть рождение своего прапрадеда в селе Средне-Красиловском, поскольку в послужном списке от 1866 г. у Енисейского дьячка сына Ивана ещё нет. И путь оказался верным: 20 мая 1873 г. произведена запись о крещении (рождение 16 мая) Ивана Соловьёва в метрической книге Предтеченской церкви села Средне-Красиловского.

Исследования Галины Валинчуте не заканчиваются. Сейчас женщина обрабатывает материалы по церковнослужителям Трифоновым, Смиренским, Тютевым. А из архивов Тамбова и Кемерова Галина привезла материал до восьмого-девятого поколения по предкам крестьянам - тамбовским переселенцам в Сибирь.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах