aif.ru counter
Наталья Исаева 0 174

Что видно из жёлтого окошка? Пётр Зубарев – о стёбе, моде и жизни в театре

Чиновники удивлялись, что можно ставить спектакли без поводов и не по праздникам.

Мариинцы имеют возможность смотреть те же спектакли, что и лондонская публика.
Мариинцы имеют возможность смотреть те же спектакли, что и лондонская публика. © / Пётр Зубарев / Из личного архива

Создание своего театра было юношеской мечтой режиссёра и актёра Петра Зубарева. Он представлял, как соберёт единомышленников, и они вместе будут писать, ставить и играть свои собственные спектакли. В жизни всё оказалось прозаичнее, но мечта всё же сбылась. О «Жёлтом окошке» из маленького Мариинска знает весь мир.

«А что сегодня за дата?»

В Мариинск Пётр Зубарев переехал из Кемерова в 1991 г. Как вспоминает он сам, в какой-то каморке собрал первый состав, который в основном разбежался. Когда труппа всё-таки сформировалась, режиссёр понял: теперь он может делать то, о чём всегда мечтал. Актёры стали регулярно играть спектакли, что было новинкой для Мариинска, ведь на тот момент город привык жить праздниками и датами. Первое время театр не понимали. В управлении культуры даже спрашивали: «А зачем?» - «Мы сделали спектакль и хотим его показать». - «А что сегодня за дата?» Чиновники удивлялись: «Как это, играть просто так?»

Со временем артисты стали выпускать первые авторские спектакли. Сначала это были вариации на тему известных пьес, а уже потом – полностью собственные произведения. Сегодня «Жёлтое окошко» по большей части авторский театр, в котором минимум чужого драматургического материала. А в последнее время актёры отказались даже от чужой музыки.

В 2000-х гг. театр поехал по фестивалям. Несмотря на то, что формально он оставался просто кружком, его признала «Россия театральная». Тогда, несмотря на экономически тяжёлое время и запрет на создание новых учреждений, городские власти всё же нашли деньги и сделали театр муниципальным. Сегодня в нём работают восемь человек. К сожалению, как отмечает Пётр Зубарев, нет притока новых актёров. «Мы просто не можем никого взять на работу, потому что нет свободных ставок и возможности платить зарплату. Кроме того, в целом у города очень туманные перспективы, люди разбегаются… Разбегаются наши зрители», - отмечает Пётр Михайлович.

«Такси на Мариинск заказывали?»

Первые зрители были очень настороженными. «Казалось, чувствовали себя не в своей тарелке, как будто это на них сейчас будут все смотреть. Сегодня мы воспитали своего зрителя. Можно сказать, вырастили поколение, которое уже приводит к нам своих детей», - говорит режиссёр.

Причём на спектакли приходят не только жители Мариинска. В маленький кузбасский город приезжают кемеровчане, красноярцы, новосибирцы. Однажды даже прилетел театрал из Москвы. На одном из столичных фестивалей он увидел спектакль «Рыцари и принцессы» и буквально влюбился в «Жёлтое окошко». Написал актёрам письмо, что хочет ещё посмотреть на их творчество. Благодарного зрителя, конечно, пригласили на открытие сезона, но никто даже подумать не мог, что он поедет в такую даль. А мужчина прилетел в Кемерово, взял из аэропорта такси до Мариинска и всё же пришёл на спектакль. С тех пор завязалась крепкая дружба.

Труппа постоянно экспериментирует, придумывает, чем удивить зрителя. Так родилась идея «возрастного театра». «Однажды мы поняли, что дети-то разные: трёхлетний малыш не поймёт того, что будет интересно пятилетнему, и т. д. Почитали детскую психологию и решили делать театральную азбуку. Начали со спектаклей для трёхлеток. Как общаться с трёхлетним ребёнком? Он задаёт вопросы и ждёт ответа, значит, на этом можно построить спектакль. Пятилетнему малышу ещё тоже не нужны смыслы, ему нужна яркая картинка. В семь лет важна игра, а уже потом можно давать смыслы», - говорит Пётр Зубарев.

Сегодня популярно такое направление, как бэби-театр. В «Жёлтом окошке» тоже уже вышел первый спектакль для ребятишек от года. Он короткий, длится всего 18 минут и основан на тактильности. Сейчас актёры работают над ещё одним спектаклем для самых маленьких. Он называется «По кочкам – по кочкам». Это будет своеобразный аттракцион: дети с родителями будут ехать в вагончике, а из окон будут мелькать разные картинки. «Просто мы стараемся бережно относиться к детскому возрасту и соответственно ему выдавать им информацию о театре», - отмечает Пётр Михайлович.

Кто поймёт квартирник?

Пока зрителей больше именно на детских спектаклях «Жёлтого окошка». Сейчас в театр ходят хорошо, потому что люди соскучились, ведь сезон начался совсем недавно. Но зимой обычно начинается спад. Горожане ждут премьеру, которую актёры выпускают к весне. Но в этом году зрителей ждёт много сюрпризов. С прошлого сезона оставались недоделанными три спектакля. Декорации, реквизит и тексты на них уже готовы. Поэтому премьеры начнутся уже совсем скоро: одну наметили на декабрь, вторую – на январь-февраль и третью – на февраль-март.

Режиссёр признаётся, что по несколько премьер театр старается выпускать ежегодно и для детей, и для взрослых. Но в прошлом году все силы вложили во взрослый спектакль. «Мы первый раз в жизни решили придумать комедию положений. Это оказалось очень сложно, но получилось интересно. Мы вдруг задумались, что у нас нет спектакля без особых глубоких смыслов и философии. Захотелось чего-то лёгкого. Я увидел пару-тройку современных комедий и понял, что они все одинаковые: мужчины переодеваются в женское, шутки ниже пояса. Это надоело. Хотелось своего. И мы это сделали», - отмечает Пётр Зубарев.

«Жёлтое окошко» известно на весь театральный мир. Его спектакли любят и ждут в каждом городе. Спектакль «Квартирник», например, актёры показывали и на «Золотой маске». Это, по сути, действо, которое не обременено какими-то правилами: музыканты поют песни, поэты читают стихи, автостопщики рассказывают байки. «Мы были с ним в Новосибирске, где выступали перед крутой богатой публикой, и люди половину спектакля не могли понять, что происходит. Что за человек на сцене? Почему он в драных джинсах? Почему сушки валяются на полу? Где театр? Зато совершенно противоположная реакция в Калуге: мы сидим на сцене, поём песни, а в зал заходят практически одни бабушки. Ну, думаю, что же тут будет… У нас же не классический спектакль. А они прекрасно реагировали! У меня было ощущение абсолютно своей аудитории. В Лондоне в театральный зал зрители заходили с бокалами вина. Первые минуты потягивали вино, потом поставили бокалы под стульчики. Хоть аудитория и русскоязычная, у меня были опасения, что люди уже оторваны от корней и не воспримут спектакль. Но, оказалось, они всё же в теме!» - вспоминает Пётр Михайлович.

Где осталось живое чувство?

Зал театра в Мариинске рассчитан на 48 мест. Обычно на спектакли приходит 25-30 человек. Конечно, это не сравнить с тем, какие залы «Жёлтое окошко» собирает в Новосибирске или Красноярске. По размеру и числу жителей эти города тоже не сравнить. Но, признаётся Пётр Зубарев, работать над спектаклем ему проще именно в маленьком Мариинске. «На самом деле мне здесь нравится. Это своеобразная лаборатория, в которой можно уединиться и потихоньку делать что-то новое. Но потом, безусловно, результат нужно показать миру. Для этого в маленьком городе тесно. Поэтому и нужны гастроли, фестивали», - отмечает Пётр Михайлович. При этом актёры никогда не рвались за наградами. Им всегда хотелось просто показать себя и посмотреть на других.

Но на участие в фестивалях театр с недавнего времени перестал подавать заявки. «Меня приглашают просто как гостя со старыми спектаклями. Это приятно. Но то, что я вижу на сцене, нисколько не задевает. Критик Олег Лоевский отметил, что сегодня нужно восхищаться тем, кто чувствует время. На что я говорю: «Как быть, если ты чувствуешь время, но оно тебе не нравится?» Недавно наткнулся на статью «Как полюбить современный петербургский театр?» и задумался: а зачем мне такое искусство, которое я должен себя заставить любить? В современном театре мне не нравится бесчеловечность. Стал моден цинизм и стёб, выхолащивание живого, вытаскивание из пьесы того, чего автор не писал и не имел в виду. Живой человек и его живое чувство почему-то становится немодным», - делится своими переживаниями режиссёр.

«Мы как-то пришли к выводу, что искусство в целом вообще могло бы быть не нужно, если бы мы были внимательнее. На мой взгляд, театр фокусирует наше внимание и создаёт момент внутреннего открытия, молитвенного состояния. Но, если разобраться, всё это человек может добиться, просто глядя вокруг. Например, посмотрев, как падает снег – это безумно красиво и это привет от Бога. Как течёт вода, как светятся звёзды – это тоже чудо. Но так как мы всё-таки ленивы, нам нужен искусственный способ создать живой момент. И это должен сделать театр. Поэтому он нужен и в мегаполисе, и в маленьком провинциальном городе. Но живое слово и живое чувство стало уходить из современного театра», - считает режиссёр. Поэтому «Жёлтое окошко» живёт так, как подсказывает сердце.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах